- Главная
- Наши реквизиты
- Конфиденциальность
- Публичная оферта
- Карта сайта
- Отель "Natalia"
- Карта Иссык-Куля
- Озеро Иссык-Куль
- Интересное о Иссык-Куле
- Кыргызская Республика
- Карта Кыргызстана
- История Кыргызстана
- Маршруты экскурсий
- Наши координаты
- Контакты, связь
- Отзывы клиентов
- Фотогалерея
- Полезные ресурсы
- VIP-посетители отеля
Оплатить
Легенды Иссык-Куля
Иссык-Куль - затонувшие города, клады: факты и легенды |
Великий шёлковый путь.За всю историю человечества не было равных ему по экономическому и культурному значению. Этот путь вносил Порядок, Содружество и Мир во всеобщий хаос средневековья. Вплоть до прихода орд Чингисхана в Среднюю Азию (начало 13 века) города Прииссыккулья расстраивались и богатели. Появление отрядов завоевателей на побережье вынудило богатых жителей прятать накопленные богатства под землю или под водою. Так возникли клады. После опустошительных рейдов монголов, города вдоль трассы Шёлкового пути деградировали и этот процесс оказался необратимым. Летописцы походов Тимура (конец 14 века) уже не отмечали существование значительных городов на Иссык-Куле. Окончательное уничтожение средневековых поселений на побережье завершило озеро: к 16 веку оно полностью затопило все города. Гидрографические и археологические исследования показали, что в 11 -14 веках уровень воды в озере был ниже современного на 6 - 6,5 метров. На сегодня археологам Киргизии известно более десятка древних и средневековых поселений, находящихся под водою. В них обнаружено множество исторических и культурных ценностей сакско-усуньского периода (1 тысячелетие до н.э.) - керамика, глиняные кувшины и бронзовые котлы, различные металлические изделия - и раннего средневековья - хумы, котлы, посуда монголо-тимуридского времени, голубая керамика, монеты. Любители подводного плавания и археологии со всего мира приглашаются на Иссык-Куль; здесь они смогут увлекательно провести время и отдохнуть. Иссык- Куль - озеро особое, оно издревле обладало в глазах местного населения спецификой заколдованного. До появления здесь в конце 19 века русских переселенцев в нём практически никто не плавал и не рыбачил. Помимо традиционного для затерянных в горах водоёмов легендарного мотива о драконах, здесь прослеживались ещё два - это мотив затонувших городов и мотив золота. Поэтому привлекательно посещение Иссык-Куля для романтиков и кладоискателей. По данным исторической науки в регионе озера может находиться до 200 больших и малых кладов. В разное время кладоискательством занимался и небезуспешно манап сарыбагышей Шабдан Джантаев, организовывали поиски Министерство Госбезопасности СССР и Геологоуправление Киргизской ССР и множество любителей.... Отметим, что в соответствии с новым Гражданским кодексом Кыргызской республики - "... лицо, обнаружившее клад, имеет право на получение вознаграждения в размере пятидесяти процентов стоимости клада" (ст.261). Ниже приведены сведения, основанные как на исторических документах, так и на преданиях кыргызов, о некоторых захороненных сокровищах. Наиболее поздние из них относятся к ХХ веку. 1. Среди русских поселенцев на берегу озера с 30-х годов бытует легенда о "золотой тропе" в Семёновском ущелье, найденной русским офицером в 1916 г.: по-видимому, кто-то, убоявшись перепитий бушевавшего тогда восстания киргизов, прячет драгоценности; при этом одна из упаковок прорвалась и ювелирные изделия как бы обозначили путь. Клад до сих пор не найден. 2. В 1934 г. некий отдыхающий на курорте Кой-сары, загорая на "диком" пляже, обращает внимание на то, что отдельные песчинки блестят на солнце и буквально жгутся, так они нагрелись. Это золотой песок! Но ничего подобного природа здесь не создавала. Оказалось, что золотой песок с берегов одной из сибирских рек - и спрятан в скалах на берегу в период сталинских репрессий. И опять золотой клад исчезает! 3. Слухи среди местного населения о закопанных на побережье или спрятанных под водой сокровищах барона Унгерна фон Штернберга, руководителя белогвардейских формирований "чёрного барона". 4. Легенда о "золотой лодке" (16 век). Властитель некоего города на побережье видел, как бурно год от года поднимается уровень воды озера, решает перенести город в другое место. Между тем, всюду междоусобицы, никому доверять нельзя и, до того, как будет построено новое надёжное хранилище, властитель решает его попросту утопить в лодке, в месте известном ему одному. Что он и делает. Во время переселения хозяин сокровищ погибает. Сокровища пока никто не обнаружил. Древний город Китеж на дне Иссык-Куля?В 1996 г. знаменитый русский художник Илья Глазунов опубликовал книгу "Россия распятая", в которой утверждает, что прародина ариев - " страна совершенного творения" - на берегах Иссык-Куля! "...скажу одно: легенда о граде Китеже уходит корнями в глубину веков, когда в результате гигантской катастрофы богатая и цветущая "страна совершенного творения" была затоплена и очутилась на дне огромного озера, которое сегодня называется Иссык-Куль". И далее: " в тихую погоду в водах Иссык-Куля можно увидеть следы затонувшего города, обозначенного очертаниями построек и стен... в непогожие дни волны выносят на берег кирпичи, бытовые предметы и ... предметы зороастрийского культа". Согласно Глазунову, отсюда началось великое переселение народов за 12 веков до Рождества Христова, отсюда арии распространились на запад и на юг - в восточную Европу и Индию. На дне озера скрыта тайна ариев, будоражащая учёный мир. Надо сказать, что гипотеза об Иссык-Куле как прародины ариев была высказана ещё в прошлом столетии русским учёным А.П.Чайковским. В наши дни её сторонником является археолог Е.Е.Кузьмина, опубликовавшая в 1986 и 1994 г. книги: "Древнейшие скотоводы от Урала до Тянь-Шаня" и "Откуда пришли индоарии?". Гипотеза И.Стелецкого. Особое место в процессе поиска кладов на берегах и под водами Иссык-Куля должна найти гипотеза И.Стелецкого, знаменитого кладоискателя, который обнаружил следы библиотеки и личной казны Ивана Грозного. Согласно Стелецкому, клады опытных хранителей сокровищ всегда имеют двойную или даже тройную локализацию: рядом с настоящим, надёжно укрытом кладом устраивались ложные, демонстрирующие полное разорение. Эти клады уводили искателей от подлинного. Знаменитый кладоискатель занимался также изучением связей между христианами-несторианами Иссык-Куля и тамплиерами в эпоху, предшествующую царствованию Филиппа Красивого. Тамплиеры, якобы, воспользовались азиатской веротерпимостью в те далёкие времена и с помощью несториан построили замок на одном из островов Иссык-Куля, куда были транспортированы сокровища Ордена, чтобы сберечь их как от сарацин, так и от рыцарей средневековой Европы. Известно, что поисками этих сокровищ занимался чингисхановский полководец Субудай - багатур. Он потребовал от покорённых китайцев, чтобы они доставили ему искателей жемчуга - отважных ныряльщиков. Зачем они были нужны? Ведь монголы поисками жемчужин не занимались; но лучшие ныряльщики понадобились ему на Иссык-Куле! Сокровища Чингисхана на дне озера.Многие поколения кладоискателей мечтали найти сокровища Чингисхана и его могилу. И в настоящее время большой международный отряд археологов, вооружённых самыми современными системами поиска (даже космическими!), безрезультатно "пашут" курганы и пустыни Монголии. По мнению многих киргизских историков и археологов они находятся на ложном пути! По их версии, сыновья великого завоевателя после его смерти в 1227 г. имитировали похороны в Ордосе, а на самом деле тайно отправили тело вместе с несчётными погребальными ценностями на Иссык-Куль. Согласно преданиям, киргизские аксакалы уверены, что владетель этих мест, сын Чингисхана Чагатай, приказал сделать из сверхпрочной горной арчи гроб, в который поместили тело усопшего, золото и драгоценности и опустили в бездны озера. Оставшиеся ценности спрятали в горной пещере, которую затопили, отведя в неё воды вблизи протекавшей реки. Всем рядовым участникам погребения отрубили головы и сложили из них курган на берегу Иссык-Куля. Так оказалась сохранена до настоящего времени тайна захоронения Великого воина и его сокровищ. Клад христиан - несториан.В 1218 г.Чингисхан направил в Чуйскую долину отряд в 25 тысяч всадников во главе с полководцем Джэбэ-нойоном, с которым находился второй сын хана Чататай. Монахи христианского монастыря в Суябе, что вблизи Баласагуна (столицы Караханидского государства) и оседлые богатые жители-христиане решили бежать от монголов, прихватив накопленные драгоценности. Караван из двухсот вьючных верблюдов с золотыми и серебряными изделиями спешно продвигался по северному берегу Иссык-Куля в направлении Кашгара, когда от разведчиков пришла весть, что навстречу беглецам со стороны перевала Санташ движется отряд монголов. Зажатые конницей с двух сторон, слева - горами, справа - озером, христиане стали искать место, где спрятать сокровища. Благо на пути, прямо на берегу озера стоял монастырь армянских братьев-христиан. За ночь совместными усилиями монахи и беглецы смогли спрятать на берегу или в прибрежных водах только часть сокровищ. Наутро караван двинулся в горы и задержался у пещеры, в которую вливалась горная река. Воды реки на время отвели, а ценности уложили на дно пещеры, перекрыли каменными плитами, на одной из которых отбили крест и засыпали слоем земли. Затем пустили реку в старое русло. Клад был затоплен.Иссык-Куль - озеро особое, оно издревле обладало в глазах местного населения спецификой заколдованного. До появления здесь в конце XIX в. русских переселенцев в нём практически никто не плавал и не рыбачил. Помимо традиционного для затерянных в горах водоёмов легендарного мотива о драконах, здесь прослеживались ещё два - это мотив затонувших городов и мотив золота. Поэтому посещение Иссык-Куля особенно привлекательно для романтиков и кладоискателейПо одной из легенд, появление этого прекрасного озера связывают с прекраснейшей девушкой, отдавшей жизнь за своего возлюбленного. Все это было очень давно, и поверьте это чистая правда, такая же чистая, как и вода самого Иссык-Куля.
Легенда озера Иссык-Куль «…В давние-предавние времена существовал древний город. Над городом на вершине крутой горы стоял замок. Принадлежал он старому и могущественному хану, который славился не только своим богатством, но еще более своей жестокостью. Не проходило дня, чтобы кто-нибудь не сделался жертвой его каприза. Несмотря на старость, хан был сластолюбив, но он не знал ни любви, ни привязанности. Однажды до него дошел слух, что в одной бедной семье кочевника есть девушка сказочной красоты, и он решил овладеть ею. Девушка эта жила в маленьком аиле, приютившемся у подножья гор, на берегу ручья. Не один славный джигит на поединке сложил голову за красавицу, но на предложения о женитьбе она всем отвечала, что любит другого. Кого любила девушка, никто не мог узнать, да и сама она не знала. Помнила только, что в одно раннее утро, когда солнце озарило вершины гор, явился перед нею на белом коне красавец-джигит, схватил ее и она вместе с ним взвилась высоко-высоко. Помнила как с быстротою вихря неслись они вдвоем в недосягаемой вышине, как он обнимал ее, целовал, а расставаясь, снял свое кольцо и, надев ей на палец, сказал: «Я скоро вернусь. Кольцо никогда не снимай, пока оно у тебя, никакое несчастье тебя не коснется», И теперь, когда посланники хана явились к ней с богатыми дарами и предложили выйти за него замуж, она с негодованием оттолкнула подарки и воскликнула: «Я люблю другого и ничьей женой, кроме своего возлюбленного, не буду!» Сказав это, девушка незаметно ушла в горы в надежде снова встретить дивного всадника, искать у него защиты. И тут только девушка заметила, что перстень исчез с ее руки, она заплакала и решила возвратиться домой. Не успела она дойти до дому, как ее окружили вооруженные всадники, схватили и быстро скрылись в мрачном ущелье. Когда ее освободили и сняли с глаз повязку, она увидела себя среди сказочного великолепия. Тогда она поняла, что находится в плену у хана и решила - лучше умереть, чем стать его женой. Хан окружил ее неслыханной роскошью, но никакие подарки не могли поколебать девушку. Наконец, хан решил силой взять то, чего бесплодно добивался подарками. Он снова пришел к ней, обещая за любовь все, даже свободу. - Я люблю другого, - был прежний ответ. Хан бросился на девушку, но она быстро оказалась у раскрытого окна, над зияющей бездной. - Нет, хан, я не буду твоей, - и с громким криком девушка бросилась вниз. В тот же миг дрогнули неприступные стены, рухнули гранитные своды, провалился мрачный замок старого хана и изо всех ущелий хлынула вода, уже скрылись под водой остатки ханского дворца, а вода все прибывала и прибывала до тех пор, пока не затопила большую долину». Вот так и образовалось это чудесное озеро Иссык-Куль». Алтын-Арашан - Золотой горячий источникВот что рассказывает о его образовании древнее поверье: Даже луну затмила своей красотой Толгон-Ай, дочь пастуха из рода Бугу. Многие джигиты добивались ее руки. Но сердце свое девушка навеки отдала отважному, но бедному батыру Юсупу. Юноша и девушка поклялись в вечной любви. Как-то уехал Юсуп на войну с врагами и пал смертью героя. Словно стая саранчи, окружили убитую горем невесту сынки богатеев, звали ее в свои роскошные юрты, клали к ногам несметные дары. Но не приняла их Толгон-Ай, отвергла во имя большой любви всех притязателей. «Лучше умереть, чем быть женой нелюбимого!» - воскликнула она. Девушка раздвинула скалы и вошла в образовавшийся проход, и скалы сомкнулись, скрыв от глаз людей Толгон-Ай. И только горячие слезы девушки просочились сквозь скалы, и образовался неостывающий источник, а красота девушки воплотилась в цветы, которые никогда не вянут… Кунгей и Терскей Лазурный Иссык-Куль - краса и гордость киргизской земли, величественно раскинулся между двумя хребтами – Кунгей Ала-Тоо и Терскей Ала-Тоо. Кажется, так было вечно, но вот что рассказывает легенда… Несколько тысяч лет назад этих гор не было. На их месте расстилалась обширная плодородная равнина, по которой протекала полноводная река Чонсу. На тысячи верст вокруг жили мирные скотоводы-киргизы, на правом берегу племя бугу, на левом – сарыбагыши. На одном из островов, среди спокойных вод Чонсу, жила девушка, красавица Сауле. Слава о ее красоте дошла одновременно до кочевий крупнейших султанов племен: Кунгея - у бугу и Терскея - у сарыбагышей. Собрав свои дружины, двинулись они к берегам Чонсу, чтоб предложить красавице стать женой одного их них. На берегах Чонсу соперники и их дружины столкнулись лицом к лицу и поняли, что без борьбы вопроса, чьей женой будет Сауле, не решить. Дружины полготовились к бою, а Кунгей и Терскей – к поединку. Три раза посылала Сауле к ним своих послов, предлагая решить вопрос о том, кто более достоин стать ее мужем в мирном соревновании, но богатыри отказались. Ровно в полдень дружины бросились в атаку. Но их остановил крик Сауле: «Киргизы! Мы всегда были сильны единством наших племен! Не должно быть вражды и дальше! Пусть будет мир, а я погибну!». Выхватив из-за пояса нож, девушка ударила себя в сердце. Раздался гром. Горячая кровь Сауле брызнула струей в воды Чонсу. Река вздулась, расширилась в несколько раз и разъединила враждующих. А дружинники и батыры, пораженные поступком девушки, окаменели от изумления там, где стояли, и ряды дружинников превратились в цепи гор. С тех пор так и стоят они друг против друга, и зовут их так, как звали предводителей – Кунгей и Терскей. Сокровища Чингисхана Многие поколения кладоискателей мечтали найти сокровища Чингисхана и его могилу. И в настоящее время большой международный отряд археологов, вооружённых самыми современными системами поиска (даже космическими!), безрезультатно «пашут» курганы и пустыни Монголии. По мнению многих киргизских историков и археологов они находятся на ложном пути! По их версии, сыновья великого завоевателя после его смерти в 1227 г. имитировали похороны в Ордосе, а на самом деле тайно отправили тело вместе с несчётными погребальными ценностями на Иссык-Куль. Согласно преданию, в котором киргизские аксакалы уверены, владетель этих мест сын Чингисхана Чагатай приказал сделать из сверхпрочной горной арчи гроб, в который поместили тело усопшего, золото и драгоценности и опустили в бездны озера. Оставшиеся ценности спрятали в горной пещере, которую затопили, отведя в неё воды вблизи протекавшей реки. Всем рядовым участникам погребения отрубили головы и сложили из них курган на берегу Иссык-Куля. Так оказалась сохранена до настоящего времени тайна захоронения Великого воина и его сокровищ. Клад Христиан - Несториан В 1218 г.Чингисхан направил в Чуйскую долину отряд в 25 тысяч всадников во главе с полководцем Джэбэ-нойоном, с которым находился второй сын хана Чататай. Монахи христианского монастыря в Суябе, что вблизи Баласагуна (столицы Караханидского государства) и оседлые богатые жители-христиане решили бежать от монголов, прихватив накопленные драгоценности. Караван из двухсот вьючных верблюдов с золотыми и серебряными изделиями спешно продвигался по северному берегу Иссык-Куля в направлении Кашгара, когда от разведчиков пришла весть, что навстречу беглецам со стороны перевала Санташ движется отряд монголов. Зажатые конницей с двух сторон, слева - горами, справа - озером, христиане стали искать место, где спрятать сокровища. Благо на пути, прямо на берегу озера стоял монастырь армянских братьев-христиан. За ночь совместными усилиями монахи и беглецы смогли спрятать на берегу или в прибрежных водах только часть сокровищ. Наутро караван двинулся в горы и задержался у пещеры, в которую вливалась горная река. Воды реки на время отвели, а ценности уложили на дно пещеры, перекрыли каменными плитами, на одной из которых отбили крест и засыпали слоем земли. Затем пустили реку в старое русло. Клад был затоплен. После ухода золотой орды от городов оставались только одни камни. До 16 века все города на Иссык-Куле были полностью разрушены. На сегодняшний день известны около двенадцати старинных средневековых построек, которые находятся под водой. Там также находятся много исторических и культурных ценностей периода (1тыс. от рождества Христова). Глиняные изделия, изделия из бронзы, различная посуда, оружие, монеты и т.д. Любители подводного плавания и археологи приезжают со всего мира на Иссык-Куль. У местного населения имеются не только традиционное предание о драконе живущего в озере, но есть и две легенды о подводном городе и о золоте которое спрятано под водой. Поэтому путешествие на Иссык-Куль будет интересным не только для романтиков, но и для искателей сокровищ. По историческим исследованиям сейчас найдено в Иссык-кульской области около 200 маленьких и больших хранилищ с сокровищами. Сикуль — миф или быль?Многочисленные письменные источники указывают на то, что на северном побережье озера в средние века находился процветающий торговый пункт — город Сикуль. По одной из версий, место его нахождения — район Светлого мыса Тюпского района. Именно туда бежали армянские монахи–несториане, спасавшиеся от религиозных преследований. Они построили монастырь, в котором якобы хранились мощи апостола и евангелиста святого Матфея. В таком случае возникает резонный вопрос: чем же на самом деле являлось торуайгырское городище? Ведь по занимаемой площади оно ничуть не уступало нынешнему центру курортной зоны — городу Чолпон–Ате. Не является ли этот археологический памятник тем самым легендарным Сикулем, о котором бытует немало легенд? Город–призрак, частично ушедший под воды озера, и сегодня приковывает к себе интерес многочисленных исследователей старины. Жаль только, что произведенные более полувека назад раскопки и сделанные в ходе них научные открытия ныне практически сведены на «нет» временем и усилиями местных жителей. Последние весьма активно использовали строительный материал, некогда шедший на возведение бани, для собственных нужд. Тем не менее, развалины ждут новых исследователей. И кто знает: может быть, со временем найдутся предприимчивые люди, которые отважатся реставрировать этот удивительный комплекс. Ну кому не захочется побывать в парилке, которой более десяти веков? Память о Сикуле хранят лишь удивительные археологические находки, которые с каждым годом становятся все менее доступными пытливым исследователям. И тем сильнее манит к себе Иссык-Куль, ведь его тайны могут навсегда исчезнуть в бездне времени... Впервые о большом древнем городище, располагающемся на территории нынешнего села Тору–Айгыр Иссык–Кульского района, упомянул в своих работах в 1896 году историк Владимир Бартольд. И лишь в 1949 году под руководством Александра Берштама на берегу озера начались археологические исследования. Они подтвердили: древний город был поделен на две части. Южная его окраина ныне покоится под озерными волнами. Находки, сделанные в ходе раскопок севернее и в предгорной зоне, поразили своей уникальностью. Дело в том, что, согласно мнению, бытовавшему в отдельных ученых кругах, Прииссыккулье времен средневековья являлось диким, кочевым миром, отличавшимся примитивной культурой. Результаты поисков свидетельствуют об обратном. Строения, освобожденные от наносных грунтов, вначале были приняты за ремесленный центр по производству жженого кирпича. Но после детального ознакомления с находкой стало ясным действительное предназначение огромного комплекса, строительство которого датируется VIII–XI веками. Перед изумленным взором археологов предстали прекрасно сохранившиеся остатки целого «банно–прачечного комбината». Площадь его составляла около 648 квадратных метров. Строительный материал — жженый кирпич, плоский по форме, тяжелый и весьма прочный — за прошедшие века сохранился идеально. Но что больше всего поразило членов экспедиции — это сложнейшие даже для наших дней архитектурно–инженерные решения, применявшиеся при возведении. В мастерстве, смекалке и изобретательности иссык–кульские строители заметно превосходили европейских зодчих той эпохи. Что свидетельствовало о высочайшем уровне культуры обитателей городища. С трудом верится, что древние мастера практически ни в чем не уступали нынешним специалистам, обустраивающим наши жилые и административные помещения. Для дополнительного обогрева в стенах прокладывались искусно сработанные керамические трубы, которые можно использовать хоть сегодня. Благодаря хитроумной системе подачи горячей воды в древних жилищах бесперебойно циркулировало тепло. Не в каждой сегодняшней бане могут похвастаться подогревом напольного покрытия. А в торуайгырских «сандунах» выложенные из прочнейшего кирпича каны — специальные ходы — обеспечивали завидный комфорт в залах за счет поступавшего в них пара. Поражают размеры помещений. Раздевалка и помывочная — каждая площадью более 100 квадратных метров. После “парилки” разомлевшие горожане предавались праздной беседе в зале отдыха, который выглядел весьма нарядно. Его стены, потолок украшали узоры, выполненные красной, черной и желтой красками. А пол покрывала голубая глазурованная плитка. Высоко над головой возносился так же ярко расписанный купол, придававший помещению еще больший простор. Посетить построенную по такому до мелочей выверенному проекту сауну не отказались бы и современные нувориши. Сегодня есть все основания предполагать, что под такими же голубыми куполами, венчавшими это «помывочное» царство, по соседству располагались еще и мастерские по изготовлению глазурованной облицовочной плитки. Рядом с плиточниками трудились спецы, в совершенстве освоившие производство керамических водопроводных труб. Товар этот, по всей видимости, пользовался хорошим спросом не только в Прииссыккулье. По северному побережью озера пролегала одна из ветвей Великого Шелкового пути. Многочисленные караваны останавливались на отдых не только в укрепленных караван–сараях, возведенных по пути их следования, но и в черте города. Вне всякого сомнения, продукцию местных ремесленников купцы приобретали для перепродажи в других регионах. Легенда о мощах апостола МатфеяС озером связано много легенд. Одна из них гласит, что близ северного берега находится затопленный армянский монастырь, где находятся мощи апостола Матфея. К примеру, на так называемой Каталонской карте мира, датированной 1375 годом, на северном берегу озера Иссык-Куль изображено здание с крестом, а рядом имеется надпись: «Место, называемое Иссык-Куль. В этом месте монастырь братьев армянских, где пребывает тело святого Матфея, Апостола и Евангелиста». В последние годы поиск монастыря и мощей активизировался.
Легенда о ТамерланеТамерлан появлялся на берегах Иссык-Куля по крайней мере трижды — в 1376, 1389 и 1392 годах. Долго и безуспешно пытался он подчинить местные племена, но кончались все походы одним и тем же: при приближении войск племена откочёвывали, когда же войска покидали страну, племена опять возвращались. Отправляясь в очередной поход, пришёл Тамерлан на берега Иссык-Куля. И повелел Тамерлан своим воинам взять каждому по камню и кинуть их в одну кучу. И сложилась из тех камней высокая гора. Когда же войска возвращались из похода, захотелось ему узнать, сколько воинов у него осталось. Приказал Тамерлан оставшимся воинам забрать по камню из первой кучи и сложить рядом вторую. И опечалился, ибо оказалась вторая гора куда меньше первой. А название Санташ («считанные камни») осталось — так называется перевал немного восточнее Иссык-Куля. В советское время археологи исследовали курганы на перевале и оказалось, что один из курганов представляет собой могильник, относящийся к сако-усуньскому периоду.
Только факты: 1. В начале ХХ века в Киргизию из Китая была завезена карта с планом сокровищ, закопанных на Иссык-Куле. 2. По этой карте эмигрантами, возвратившимися из Китая, в 1926 г. начались раскопки Курментинской пещеры в поисках клада. 3. Кладоискатели на глубине 6 м обнаружили каменную плиту с неизвестными письменами (что соответствовало плану) и два старинных "молотка" - один медный, другой золотой. Золотой сдали в контору "Золотоснаб" г. Пржевальска в 1930 г., что было зарегистрировано документально. Дальнейшие работы кладоискателям запретили. 4. В 1952 г. в строгой секретности поисками клада занялась такая серьезная организация как Министерство Госбезопасности. 5. В 1968-75 гг. киргизский генерал Э.Алиев - свидетель и участник первых поисков - официально обращается в Совмин, Комитет Госбезопасности и Академию наук Киргизской ССР с предложением продолжить поиски клада. 6. 27 августа 1975 г. всесоюзная партийная газета "Правда" в статье "Возвращение к тайне" сообщила о том, что Министерство внутренних дел занимается поисками кладов Чингисхана на Иссык-Куле. 7. В 1976-77 гг. Киргизское геологоуправление, проверяя легенды о кладах, секретно проводит зондирование местности в районе Курментов и дает заключение, что не исключено наличие в глубине металлов. Рекомендуется дальнейшее целенаправленное изучение объекта археологическими методами, т.е. раскопками. 8. В 1996-97 гг. без афиширования были начаты работы археологов и геологов, но приостановлены из-за нехватки средств. 9. В 1999 г. получено разрешение на проведение широкомасштабных работ с привлечением зарубежных инвесторов. Создана специальная Комиссия. Конечно, клад - дитя случая. А если случай благосклонен к Вам?! Несметные сокровища Чингисхана все еще ждут своего первооткрывателя! Иссык-Куль приглашает к поиску! |
Последнее обновление (20.11.10 17:09)